Первый в нашей стране практический полет с целью обнаружения лесного пожара, продолжительностью полтора часа, был совершен 7 июля 1931 года на самолете У-2 (По-2).
Именно эту дату следует считать началом авиационной охраны лесов, днем рождения «Авиалесоохраны». В 1935 году опытные и опытно-производственные работы по применению авиации в лесном деле в основном были завершены, и в 1936 году лесная авиация получила свою организационную структуру.
Приказом по Народному Комиссариату лесной промышленности СССР от 1 февраля 1936 г. №120 на базе Ленинградского филиала ВНИИ сельскохозяйственной и лесной авиации, переданного в Наркомлес СССР, был создан Всесоюзный государственный трест лесной авиации (ГТЛА) «Лесавиа». В его составе был организован отдел воздушной службы, в состав которого вошли 4 авиаотряда, которые базировались в Горьковской (№ 01 Семеновский), Архангельской (№ 02 Красноборский) и Пермской (Уральский) областях, а также в Красноярском крае (№ 03 Красноярский).

Северный (Красноборский) авиаотряд № 02 был создан по приказу Треста лесной авиации филиалом лесной авиации ЦНИИЛХ от 08.04.1936 г. Местом базирования на летний сезон 1936 года был выбран Котлас. После окончания строительства базового аэродрома в Красноборске авиаотряд переехал туда. Штаб авиаотряда находился в 5 километрах от аэродрома, на даче художника А.А.Борисова. И только в 1939 году разместился на аэродроме. Командиром авиаотряда назначили В.С.Рекунова, его заместителем (главным летчиком-наблюдателем) — С.М.Щеглова, руководителем (начальником) парашютно-пожарной службы — Г.А.Мокеева.
С 1939 года до начала Великой Отечественной войны авиаотряд возглавляли А.И. Чуб, главный летнаб — С.М. Щеглов и начальник ППС — В.А. Доросеев. В 1942 году у руля отряда встал Г.Н. Полдушкин, главным летнабом был В.В. Подольский, которого в 1949 году назначили командиром авиаотряда. В разные годы работой авиаотряда руководили А.Д. Мосин, В.М. Дугин, М.Л. Петров, Г.В. Конюхов, А.М. Муреев, а заместителями были А.В. Клихно, В.В. Рейнер.
С началом войны основная часть личного состава была призвана в действующую армию. Уже 23 июня 1941 года группа работников во главе с А.И. Чубом отбыла на фронт. Сам Чуб А.И. был назначен командиром авиаполка. В первые два месяца на фронт ушли все парашютисты. Вместе со своими самолетами туда же отправились пилоты и летнабы. Всего же за первые три месяца войны 120 воздушных пожарных ушли в действующую армию и 32 работника — в трудовую армию. После войны в авиаотряд возвратились всего 20 человек. В 1942-1943 годы в Северном авиаотряде были организованы курсы по подготовке летчиков, авиатехников и летнабов, на которые набирали в основном женщин.
Ко времени реорганизации авиаотряда 1949 году основные показатели были таковы: фронт работ — 34,2 миллиона гектаров, авиационный парк — 20 летательных аппаратов, численность парашютно-пожарной службы — 17 человек. Оперативные авиаотделения базировались в следующих населенных пунктах:
Архангельская область – Красноборск, Архангельск, Онега, Пинега, Лешуконское, Шенкурск, Каргополь, Вельск, Верхняя Тойма, Яренск, Березник, Кослан.

Северная база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства была организована приказом Министерства лесного хозяйства СССР №502 от 14.07.1949 года, в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №9951-р от 30.06.1949 года, в результате реорганизации Северного авиаотряда №02 ВТЛА «Лесавиа» с местом базирования в селе Красноборске Архангельской области.
С 1954 года началось использование самолета Ан-2, а это значит, что появилась возможность массовой высадки парашютных десантов для тушения лесных пожаров.

В 1956 году здесь началось применение и вертолетов Ми-4. К этому времени получила дальнейшее развитие парашютная служба: в ее составе уже числилось 62 человека. Парашютные команды стали тушить лесные пожары своими силами. Старшим инструктором ППС Северной авиабазы тогда был Б.В. Соболев.
В 1956 году курсы летчиков-наблюдателей из Северной авиабазы были переведены в Центральную авиабазу в г. Пушкино Московской области.

В 1967 году Северная авиабаза охраняла лесные территории Архангельской, Вологодской, Мурманской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областей и Карельской АССР общей площадью 68 миллионов гектаров. Осенью того же года авиабаза перебазировалась из Красноборска в Архангельск. Перебазирование осуществил начальник авиабазы А. И. Сиземин и главный летчик-наблюдатель А.П. Щербаков.
С 1991года Северная авиабаза занимается охраной лесов от пожаров на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, так как отделилось Вологодское авиа звено и присоединилось к Центральной базе авиационной охране лесов. В составе Северной авиабазы осталось – 13 авиа отделений.
Наилучшие показатели в работе Северной авиабазы были наработаны к концу 80-х годов прошлого века, когда в штате авиабазы было 340 парашютистов и десантников-пожарных, 35 летчиков-наблюдателей, а средняя площадь потушенных лесных пожаров составила всего 2,49 га. В 1986 году в воздух на авиапатрулирование и тушение лесных пожаров в день поднималось до 19 самолетов Ан-2 и до 6 вертолетов Ми-8 и Ми-2. Привлекались самолеты Ан-24, Ан-26 для межбазового маневрирования по всей стране. Работники Северной авиабазы постоянно принимали участие в тушении лесных пожаров в других регионах страны в рамках межрегионального маневрирования, а также в других странах (Афганистан, Греция, США).

В декабре 2011 года «Северная база авиационной охраны лесов» реорганизована в государственное автономное учреждение Архангельской области «Единый лесопожарный центр» – специализированное учреждение по тушению лесных пожаров с применением как авиационных, так и наземных сил.